miralinks.ru

Рецепт успеха SEO-аспиранта: высшее образование

Рубрика: Теория и статистика | Время на чтение: 19 мин.

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Создание первых высших учебных заведений в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков.

Wikipedia

Статья участвует в конкурсе Дмитрия Голополосова – “Рецепт моего успеха”.

Конкурс от Димка и Ротапост: рецепт моего успеха

Одно время в интернете было модно ругать высшее образование вообще и отечественное в частности. Зачастую его противники приводят такие железные аргументы, как отсутствие диплома у многих богатых людей современности. С другой стороны они перечисляют целую кучу знакомых, друзей и родственников, у которых есть иногда по 3 высших образования, но нет элементарной работы. В этой статье хотел бы поделиться богатым опытом пребывания в альма-матер, и не только своим, а так же во второй половине попробовать провести небольшой анализ взаимосвязи между высшим образованием и богатством (уж не знаю, почему большая половина современного общества стремится в жизни именно к этому, оценивая окружающих по толщине кошелька).

В целом я не склонен утверждать, что есть какой-то универсальный “рецепт успеха” для каждого. Одному человеку дашь молоток, он его пропьёт, второму дашь – устроится на работу гвозди заколачивать, а третий его перепродаст и откроет в результате собственный бизнес. Так же и со всеми этими рецептами. Кроме того, не берусь утверждать, что без высшего образования лично я был бы более или менее счастлив, чем сейчас. Однако, оно, несомненно, сыграло огромную роль в моей жизни.

Да, я, пока что, не миллионер и не миллиардер. Так что, по меркам большинства, скорее всего, успеха в жизни ещё не добился. Но я с этим большинством не соглашусь. Квартира есть, автомобиль есть, неработающая жена есть, ежегодный “отпуск” есть, источники пассивного дохода, покрывающие всё это – есть. Свободный график работы есть. Любимая работа, переплетающаяся с хобби – есть.

Не стал только пока владельцем собственного бизнеса в оффлайне. Но я над этим работаю. 🙂

Моё первое высшее образование

Ещё до окончания 11 класса я уже был серьёзно настроен на поступление в высшее учебное заведение. Чем сильно радовал родителей, так как они до ужаса боялись армии в связи с тем, что случилось там со многими моими родственниками и друзьями. Мечтал учиться на факультете информатики и робототехники (на бюджете). Благо математику любил с самого начала. Участвовал даже в олимпиадах. Но вот с физикой (второй основной предмет) был не в ладах. Поэтому перед вступительными экзаменами мне наняли репетитора, который отшлифовал мои знания из области “тело, брошенное под углом к горизонту” до блеска. Кроме того, я записался на подготовительный курсы в самом институте, на которых, к слову, было довольно скучно, так как у нас в школе математику преподавали сильные педагоги.

И … не поступил. Причин сейчас придумать можно много. Не в этом суть.

Я всегда стараюсь запастись путями на случай отступления. Потому воспользовался запасным планом и поступил на юриспруденцию (уголовная специализация) в другое учебное заведение на коммерцию. Как позже узнал, в процессе обучения, у нас в России на бюджет поступить чертовски сложно в приличный ВУЗ, так как мест не всегда хватает даже на “своих”.

Первые два курса, по привычке, учился хорошо. Посещал все лекции, семинары и практические занятия. Добросовестно делал курсовые, участвовал в реконструкциях мест преступлений, фотографировал гильзы, пули, следы протекторов и прочую ерунду. Преподаватель высшей математики и безопасности информационных систем (ещё вроде был какой-то предмет у него, но уже не помню название) мне после второй половины обучения вообще всё автоматом заранее проставил. Но после первой и второй практики практически забил на учёбу. И тому было две причины.

Причина №1: 90% материала, который дают в ВУЗ-е, попросту не нужен для работы

Это из серии “забудьте всё, чему вас учили в институте, и слушайте сюды”. Говорят, даже мем есть такой, но я не в курсе.

Во-первых, сейчас в институтах некоторые предметы преподают пенсионеры, у которых уже маразм начинается, серьёзно. У нас один преподаватель мог из раза в раз рассказывать на парах один и тот же случай из практики, добросовестно предполагая, что нам его он ещё не рассказывал. Студенты в принципе не возражали – больше будет болтать, меньше спрашивать. Другой преподаватель сидел и слушал всё то, что ему студент по заданному вопросу отвечает, а потом переспрашивал всё то же самое. Приходилось бедняге второй раз рассказывать слово в слово. Третий преподаватель у нас умер от старости посреди семестра. Четвёртый – вместо преподавания дисциплины любил травить байки: вспоминал свою молодость, работу в органах, рыбалку и тому подобное. Пятый – просто отпускал с 3/4 пар, ничего вообще не спрашивая, а экзамен всем автоматом поставил.

Во-вторых, большинство учебной литературы морально устарело. Да, её переиздают, указывая 2010, 2011, 2012, 2013 год, но внутри остаётся всё практически то же самое, что и 30 лет назад. Ладно ещё если это высшая математика или какой-то аналогичный “фундаментальный” предмет. Но изучать уголовное право и процесс по старым учебникам – забавное занятие. Особенно когда и статьи-то уже такой в кодексе нет.

В-третьих, между теорией и практикой бездна. Не спорю, базовые знания нужны. Но их нам дали в первые три года обучения. Чем мы занимались дальше – не понятно.

Причина №2: успеха в работе добивается тот, кто умеет общаться с людьми

Это выяснилось на практике. Не важно, что ты наизусть можешь цитировать уголовно-процессуальный кодекс. По большому счёту в России всем чихать на закон. Преступления же и прочие правонарушения в большинстве случаев “улаживаются” с частичным соблюдением закона. В итоге получается, что учёба в институте выходит боком студенту, так как его учили “как надо делать в теории”, а не “как делается в реальной жизни”. Поэтому многим тяжело влиться в работу сразу после ВУЗа…

Да вы и сами знаете эти простые истины. Кого возьмёт работодатель охотнее: зелёного выпускника или готового сотрудника с опытом работы, но без образования? Так что размусоливать не буду много.

Зачёты и экзамены покупались, хоть и с трудом. На лекции и семинары можно было вообще не ходить по некоторым предметам. Я, например, один предмет полностью прогулял и в конце года купил “четвёрку” за 500 рублей! Другой экзамен мне обошёлся в две пачки бумаги для принтера “Снегурочка”. Были у нас товарищи, которые перебивались с двойки на тройку, посещали 30% занятий, сдавали экзамены с 5-7 захода, но как-то умудрились даже диплом получить.

Плюсы очного обучения

Самым главным плюсом среднего, высшего и последующих образований является тот факт, что в учебных заведениях людей приучают, а некоторых даже заставляют думать и применять системный подход. Это всё можно заменить самообразованием. Но людей, успешно самостоятельно постигающих учебные дисциплины довольно мало, судя по моим скромным сведениям.

Скорее всего, именно выбранная специализация позволила мне посмотреть на “изнанку жизни” и трезво всё оценить. За эти пять лет я много где успел побывать и много с кем пообщаться. В мировом суде мне показали, как за 4 500 – 7 000 рублей в месяц можно горбатиться в душном плохо проветриваемом помещении, до потолка заваленном делами, и каждый день выслушивать десятки претензий от граждан, которые, иной раз, норовят с кулаками наброситься.

В уголовном розыске меня заманивали на ставку в 12 000 рублей в месяц с возможностью дальнейшего карьерного роста и скорым выходом на пенсию. Большинство сотрудников говорили так: “ну, поработаешь определённое время, потерпишь, зато потом заживёшь, когда-нибудь”. И работа там просто адская. Каждое утро всех собирают в управлении и раздают дневную норму: сегодня нужно закрыть столько-то уголовных дел, забрать столько-то алкашей, принять столько-то заявлений и так далее. А потом начинают “драть” за то, что вчерашнюю норму никто не выполнил. Учитывая, что “эта служба и опасна и трудна”, а работать приходится с 6 утра до часу ночи – многие сотрудники спят прямо в кабинетах на небольших диванчиках.

Ещё мои потенциальные будущие сослуживцы показали мне, как на самом деле работает “закон”. Забирали легко на улице людей. При этом преступников менты всех уже знают. Кто, где и с кем живёт – всё известно. Кто какие преступления совершает – все знают. А если не уверены, привозим стукача в участок и бьём, желательно не по лицу. По поводу выбивания показаний можно вообще отдельный пост написать, чего там только не придумывают. Удивило, кстати, как много в нашей стране преступников. Вот заходите вы на остановке в автобус – с 99% вероятностью можно утверждать, что внутри будет хотя бы 1 уголовник. Люди ненавидят друг друга, бьют, режут, стреляют даже собственных родственников каждый день.

В госнаркоконтроле (ФСКН) я ощутил масштабы ещё одной сферы общества. Наркоманы повсюду, в каждом доме. И все знают, где в городе что можно купить, начиная с “безобидного насвая” и заканчивая “крокодилом”. Знают основных поставщиков, перекупщиков, распространителей. Но, как и в случае с УГРО, система работает исправно: ловят только мелочь, чтобы “палочек” набрать. А крупные рейды проводят исключительно по “стуку” и только для показухи. Чтоб по телевизору показать и перед центральным начальством отчитаться.

В СИЗО я познакомился с бытом ЗК. Там тоже много удивительных вещей. Например, вы никогда не задумывались, что кто-то платит за образование, а кто-то просто ворует, убивает, насилует и пользуется халявой, оплачиваемой налогоплательщиками. Общался с некоторыми сидельцами. Они этого даже не скрывают. Если в тюрьме всё организовано нормально, то это для них как в санаторий съездить, после тяжёлых трудовых будней на воле. К тому же, благодаря нашей жуткой бюрократии, не так-то просто бывает сесть.

Есть ещё интересные истории из ОБЭПа, морга, психушки, управления “К”, ФСБ, прокуратуры и прочих связанных систем…

Короче говоря, я вживую увидел кто, как и сколько зарабатывает, как люди взаимодействуют друг с другом в обществе. Поразительно, но очень часто бандиты – прямолинейные и, в какой-то степени, справедливые люди. Это в офисе все привыкли плести друг против друга заговоры, улыбаться в глаза и держать нож наготове, чтобы вонзить в спину. А по ту сторону всё значительно проще. Никогда не забуду разговор следователя с матёрым уголовником:

С: … ну привет, Вова, в этот раз пойдёшь по 162.

У: Не-не-не, ты мне тут не впаривай. Чистая 161 была по всем 5 случаям.

С: ну как же 161, когда ты троим челюсть сломал?

У: Челюсть?! Неожиданно. Что-то терпилы хилые пошли нонче. Тогда да, не спорю…

Для России в 99% случаев будет применима цитата Бальзака – за всяким большим состоянием кроется преступление. И не думайте, что вот “я” или дядя Вася зарабатывают ведь солидные суммы денег и не сидят в тюрьме. На самом деле можно посадить добрую половину населения России (а уж Интернета и подавно), вот только денег откуда столько взять на их содержание?

Диплом

Моё второе высшее образование и аспирантура

Как зарабатывать деньги в современном обществе я уяснил, получая первое высшее. Зачем тогда учиться дальше, спросите вы. Причины две:

  1. Запасной план. Если вдруг когда-нибудь мне придётся уйти из сети и стать обыкновенным работником (а не бизнесменом), я предпочту работать в сфере науки или образования. Потому что там легко трудиться. Да, вот так, пойду по пути наименьшего сопротивления.
  2. Армия. Об этом уже писал ранее, ссылка где-то выше.

Второе высшее в России получить может абсолютно любой, у кого хватило времени на первое. Тут мысль ни в каком месте развивать не надо. Главное – вовремя оплачивать обучение. На установочную сессию можно вообще не ходить. Половина экзаменов сдаётся “за просто так”, приходишь и списываешь. Вторая половина – за деньги. Причём деньги легализуют, как могут. Например, многие преподаватели подались в авторы всевозможных пособий, методичек, учебников и прочей литературы, которую они же и предлагают приобретать студентам “чтобы лучше понять предмет”.

Диплом, что на первом, что на втором высшем – простая формальность. Дают готовые темы, выбираешь любую, скачиваешь материал из интернета и переписываешь или платишь кому-то за это. Профит! В науку всё равно идут единицы, так что никто особо не заморачивается. Все только делают вид, что работают, как это у нас в России обычно и бывает.

Что касается аспирантуры. Туда без блата практически нереально попасть. По крайней мере, на очное. Однако меня сильно позабавил факт, который я понял, общаясь с другими аспирантами: 99% из них не хотят защищаться, а учатся только потому, что их сюда запихнули родители, чтобы откосить от армии и ещё по куче причин. Впрочем, как и на первом высшем.

В заключении могу сказать, что благодаря высшему образованию я понял, как выжить в нынешнем обществе. А теперь переходим к небольшой аналитике.

Самые богатые люди в мире и высшее образование

Многие клавиатурные “эксперты” любят утверждать, что высшее образование не нужно для того, чтобы стать богатым и зарабатывать кучу денег. Но давайте взглянем на факты. Ниже привожу рейтинг самых богатых людей мира, который журнал Forbes опубликовал в 2013 году. Посмотрим, какие они имели отношения с высшим образованием.

БизнесменСостояниеИсточник богатстваСтранаОбразование
Карлос Слим Элу$73 млрдТелекоммуникации (America Movil)МексикаНациональный автономный университет Мехико (National Autonomous University of Mexico). Специальность – инженер.
Билл Гейтс$67 млрдMicrosoftСШАГарвардский университет. Отчислен через два года.
Амансио Ортега$57 млрдZaraИспанияИз-за бедности семьи не смог закончить даже средней школы.
Уоррен Баффетт$53,5 млрдBerkshire HathawayСШАВ 1947 году он получил аттестат зрелости и поступил в Финансовую школу Уортон Пенсильванского университета (Wharton School of Finance at University of Pennsylvania), но не окончил ее и перевелся в Университет Небраски. В 1950-1951 годах Баффет прослушал магистерский курс в Школе бизнеса Колумбийского университета, где одним из его учителей был знаменитый экономист Бенджамин Грэм (Benjamin Graham).
Ларри Эллисон$43 млрдOracleСШАНачал обучение в Иллинойском университете в Урбане и Шампейне. В связи со смертью приёмной матери не стал сдавать экзамены после второго года обучения. После лета, проведённого в северной Калифорнии с другом Чаком Вейссом, вернулся в Чикаго и проучился семестр в Чикагском университете.
Чарльз Кох$34 млрдИнвестицииСШАВ 1958 году окончил Технологический университет в Массачусетсе и имеет несколько ученых степеней: бакалавра машиностроения и магистра наук машиностроения и магистра наук химического машиностроения.
Дэвид Кох$34 млрдИнвестицииСШАМассачусетский Технологический Институт (MIT). Специальность – инженер.
Ли Ка-Шин$31 млрдИнвестицииГонконгКогда умер отец, мальчику пришлось бросить учебу, чтобы прокормить семью. Посещал вечернюю школу параллельно с работой на заводе.
Лилиан Беттанкур$30 млрдL’OrealФранцияПолучила образование у доминиканцев. В возрасте пятнадцати лет начала работать в L’Oreal.
Бернар Арно$29 млрдLVMHФранцияВ 1971 году закончил Политехническую школу с инженерной степенью.
Кристи Уолтон$28,2 млрдWal-MartСШАНет информации.
Стефан Перссон$28 млрдH&MШвецияУниверситет искусства/науки в Стокгольме.
Майкл Блумберг$27 млрдBloombergСШАБакалавр искусств/науки, Университет Джона Хопкинса, магистр делового администрирования, Гарвардский университет.
Джим Уолтон$26,7 млрдWal-MartСШААрканзасский Университет. Степень бакалавра.
Шелдон Адельсон$26,5 млрдКазиноСШАCity College of New York. Бросил.
Элис Уолтон$26,3 млрдWal-MartСШАОкончила Trinity University в Сан-Антонио, штат Техас, со степенью бакалавра по экономике и финансам.
Робсон Уолтон$26,1 млрдWal-MartСШАУчился в Колледже Вустера. Окончил Университет штата Арканзас в 1966 году, получив степень бакалавра наук в области делового администрирования. В 1969 получил степень доктора юридических наук в Колумбийском университете права в Нью-Йорке.
Карл Альбрехт$26 млрдAldiГерманияНет информации.
Джефф Безос$25,2 млрдAmazon.comСШАОкончил Miami Palmetto Senior High School. Пока учился там, закончил научную тренировочную программу для студентов в Университете Флориды. В 1982 получил Silver Knight Award. Бакалавр искусств/науки, Принстонский университет.
Ларри Пейдж$23 млрдGoogleСШАПолучил степень бакалавра компьютерных наук в Мичиганском университете и степень магистра в Стэнфордском университете.
Сергей Брин$22,8 млрдGoogleСШАДосрочно получил диплом бакалавра по специальности «Математика и компьютерные системы» в Мэрилендском университете. Получал стипендию от Национального научного фонда США (National Science Foundation). В 1993 году поступил в Стэнфордский университет в Калифорнии, где получил диплом магистра и начал работать над диссертацией.
Мукеш Амбани$21,5 млрдНефтехимия, нефть, газИндияПолучил степень в области химической инженерии в Университете Мумбаи. Стэнфордский университет.
Микеле Ферреро$20,4 млрдШоколадИталияНет информации.
Ли Шау Ки$20,3 млрдНедвижимостьГонконгНет информации.

Упёртый критик скажет, мол это же заграница, там и образование лучше, и возможностей больше, и трава зеленее… Потому вдогонку привожу аналогичный топ-20 богатейших бизнесменов России. Материал взял из списка Форбс за 2013 год.

БизнесменСостояниеДолжностьОбразование
Алишер Усманов$17.6 млрдГенеральный директор ГазпроминвестхолдингаМГИМО (1976), Финансовая академия при правительстве России (1997).
Михаил Фридман$16.5 млрдПредседатель наблюдательного совета “Альфа-групп”Московский институт стали и сплавов (1986).
Леонид Михельсон$15.4 млрдПредседатель правления ОАО “Новатэк”Куйбышевский инженерно-строительный институт (1977).
Виктор Вексельберг$15.1 млрдПредседатель совета директоров группы компаний “Ренова”Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (1979).
Вагит Алекперов$14.8 млрдПрезидент НК “Лукойл”Азербайджанский институт нефти и химии (1974).
Андрей Мельниченко$14.4 млрдПредседатель совета директоров “Еврохима” и СУЭКРоссийская экономическая академия (1997).
Владимир Потанин$14.3 млрдПрезидент компании “Интеррос”МГИМО (1983).
Владимир Лисин$14.1 млрдПредседатель совета директоров НЛМКСибирский металлургический институт (1976).
 Геннадий Тимченко $14.1 млрдЧлен совета директоров ОАО “Новатэк”Ленинградский механический институт (1976).
 Михаил Прохоров$13 млрдЛидер партии “Гражданская платформа”Московский финансовый институт (1989).
 Алексей Мордашов $12.8 млрдГенеральный директор ОАО “Северсталь”Ленинградский инженерно-экономический институт (1988).
Герман Хан $10.5 млрдЧлен наблюдательного совета консорциума “Альфа-Групп”Московский институт стали и сплавов (1987).
Роман Абрамович $10.2 млрдПредседатель Думы Чукотского автономного округаМосковская государственная юридическая академия.
 Дмитрий Рыболовлев$9.1 млрдЧастный инвесторПермский медицинский институт (1990).
Искандер Махмудов$8.7 млрдПрезидент Уральской горно-металлургической компанииТашкентский государственный университет (1984).
Олег Дерипаска$8.5 млрдПредседатель наблюдательного совета компании “Базовый элемент”МГУ (1993), Российская экономическая академия (1996).
Сергей Галицкий$8.2 млрдГенеральный директор ОАО “Магнит”Кубанский государственный университет (1993).
Алексей Кузьмичев$8.2 млрдПредседатель консультативного комитета “A1 Групп”Московский институт стали и сплавов (1988).
Андрей Скоч$7.9 млрдДепутат Государственной думыМосковский государственный открытый педагогический университет (1998).
Сулейман Керимов$7.1 млрдЧлен Совета ФедерацииДагестанский государственный университет (1989).

Забавно сравнивать наших и мировых богачей. Особенно, учитывая их сферы деятельности.

Можете глянуть топ-100 или топ-400. Картина будет точно такой же. Любителям приводить в качестве примера 5, 7, 10, 20 всемирно известных миллиардеров без высшего образования, вроде Марка Цукерберга или Майкла Делла: практически все они учились в институтах. Другое дело, что они их не окончили из-за бизнеса, которым параллельно занимались. И не рассматривали ли вы такой вариант, что именно учёба помогла им преуспеть?

Всё ещё думаете, что высшее образование не нужно или даже вредит раскрытию предпринимательского таланта? Статистика и мой собственный опыт доказывают обратное. Но у вас всегда есть шанс, не поступив в ВУЗ, создать преуспевающий бизнес и в комментариях оспорить мою точку зрения.

SEO-aspirant

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!

Получать новые публикации по электронной почте:

СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Shtolz
Shtolz
10 лет назад

Интересная статья

Лично мне высшее образование дало капельку полезной информации по предмету, начальное умение “решать вопросы”, двух хороших друзей, понимание того, что в обществе полно устаревших ценностей и много не очень целеустремленных людей.

Я не жалею, что пошел в институт. Но считаю, что для большинства, после школы нужно хотя бы год поработать, перед тем как выбирать ВУЗ.

Den
Den
10 лет назад
Ответить на  Shtolz

В точку! Да даже не для этого, а для того, чтобы вообще понять что и как происходит на работе. Потом чтобы уделать в ВУЗе внимание именно тому, чтьо нужно для работы.

Я благодаря институт нашёл друзей, с которыми организовали веб-студию года 4 назад и стали одними из лидеров в городе уже.

PHP-BEST
PHP-BEST
10 лет назад

поступал в ВУЗ, но мне не интересно было там учиться так как со временем понимал что там практически ничему не учат. сейчас работаю программистом, зарплата хорошая, никаких проблем. так что можно и без ВО прекрасно обойтись!

Ленивый вебмастер
10 лет назад

Ну как по мне все очень индивидуально.
Нельзя сказать – нужно образование или нет.
А уж пенять на миллиардеров – вообще тупизм.
Наша система образования (впрочем как и западная) – отстой, но кое-что дает. Ту же дисциплину.
И, кстати, нельзя отрицать, что в школе, колледже, институте готовят отличных вышколенных работников. Если человек окончил институт, то для работодателя это маяк – усидчив, покладист, как-никак умеет работать в коллективе, контактировать с ними.

Ленивый вебмастер
10 лет назад

И да, образование – отличный способ 5 лет еще повисеть на шее у родителей, не озадачиваясь работой.

А уж о студенческой жизни и говорить нечего. Это лучшее время. Я был в “активе”, пожил в общаге. В общем, хорошие воспоминания

Именно во время учебы скорее всего найдутся друзья (по крайней мере у большинства так и есть).

WebSurfer
10 лет назад

Как уже сказал Shtolz, один из самых важных навыков – умение решать вопросы и выпутываться из тяжелых ситуаций, особенно, когда вот-вот отчислят) Чему благодарен, так это тому, что благодаря ВУЗу, я все таки оказался там, где я сейчас есть! Если бы кто-то мне сказал в то время, что я буду работать дома, я бы назвал его дураком и, возможно, не поверил бы)

Megatron
Megatron
10 лет назад

spasibo za navodky na konkyrs. toze mozet napishy chtgo. video v konce zachetnoe! 🙂

Александр
Александр
9 лет назад

Можно узнать от тебя про отдел К. Что и как? Сколько работают, что делают, сколько платят? А то подумываю про него, а инфы не нашел.

8
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x