www.rookee.ru

Дискорд: от онлайн игры до мессенджера стоимостью 3 миллиарда долларов

Рубрика: Интересное

Основатели сервиса Дискорд просто хотели создать инструмент для удобного общения со своими друзьями-геймерами. Но в результате получилось приложение, которое сейчас оценивается в 3.5 миллиарда долларов.

Дискорд: от онлайн игры до мессенджера стоимостью 3 миллиарда долларов

У большинства приверженцев Discord похожая история пользовательского опыта. Им нравилось играть в видеоигры с друзьями, поэтому они использовали TeamSpeak или Skype, чтобы общаться друг с другом в играх. При этом в большинстве случаев игроки ненавидели ТимСпик и Скайп, но они были единственными вариантами.

Люди хотели общаться со своими игровыми друзьями, даже когда не находились в игре. Они хотели разговаривать о вещах, отличных от игр. Их игровые друзья были их настоящими друзьями. Как назло, в начале 2015 года на рынке появился новый инструмент под названием Discord. Его девиз был прямолинейным: «Пора отказаться от Skype и TeamSpeak».

Первые пользователи настраивали приватные серверы для своих друзей, чтобы играть вместе, а более предприимчивые геймеры открывали общедоступные – в поисках новых друзей-геймеров. Вот что по этому поводу говорит пользователь Дискорда под ником «Mikeyy»:

В реальной жизни у меня не так много друзей, играющих в компьютерные игры. Поэтому, играя в Overwatch, я решил основать собственное онлайн сообщество. Чтобы играть в игры с кем-нибудь в интернете. Играешь несколько партий с незнакомцем, а потом говоришь ему: «Эй, круто, какой у тебя Дискорд?».

Переносимся на несколько лет вперёд. Дискорд находится в центре игровой вселенной. У него более 100 миллионов активных пользователей в месяц и миллионы сообществ под практически любую игру, которую вы можете вспомнить. Крупнейшие серверы насчитывают миллионы участников.

Discord медленно, но верно строит бизнес вокруг своей популярности, и сейчас он совершает большой поворот: стремясь превратить платформу в инструмент общения не только для геймеров, но и для всех, от студентов до любителей кроссовок и садоводов. Спустя пять лет Discord только сейчас осознаёт, что, возможно, наткнулся на что-то вроде будущего всего интернета. Почти случайно.

С чего начинался Дискорд

В истории Дискорда решающее значение имеют основы, с которых всё начиналось. Соучредитель сервиса, Джейсон Цитрон, был одним из тех детей, которые просто хотели играть в игры со своими друзьями. По словам самого Джейсона:

Это была эпоха Battle.net. Я много играл в Warcraft онлайн, немного баловался MMO, Everquest.

В какой-то момент Цитрон даже чуть не вылетел из колледжа из-за слишком большого количества часов, проведённых в World of Warcraft.

Джейсон научился программировать, потому что хотел создавать игры, и после окончания учебы решил заниматься именно этим. Его первая компания начинала, как студия видеоигр и даже запустила игру в первый же день жизни iPhone App Store в 2008 году.

Затем всё это в конечном итоге превратилось в социальную сеть для геймеров под названием «OpenFeint», которую Цитрон охарактеризовал, как «по сути похожую на Xbox Live для iPhone”. Он продал её японскому игровому гиганту Gree, а затем в 2012 году основал другую компанию, Hammer & Chisel, «с идеей создания новой игровой компании, в большей степени ориентированной на планшеты и крупные многопользовательские игры».

Так появилась «Fates Forever» – многопользовательская онлайн-игра, очень похожая на League of Legends. Джейсон встроил в игру голосовой и текстовый чат, чтобы игроки могли разговаривать друг с другом во время игры.

Стэн Вишневский и Джейсон Цитрон

Сооснователи Discord: Стэн Вишневский (слева) и Джейсон Цитрон (справа)

А потом случилось то, что обычно происходит в Кремниевой долине: Цитрон и его команда поняли, что лучшее в их игре – это функция чата (не очень хорошая новость для самой игры). Это было примерно в 2014 году, когда все использовали TeamSpeak или Skype, и всё ещё ненавидели TeamSpeak или Skype. Цитрон и команда Hammer & Chisel верили, что могут добиться большего успеха, и решили рискнуть.

Переход был болезненным. Hammer & Chisel распустила свою команду разработчиков игр, уволила треть сотрудников компании, перевела множество людей на новые должности и потратила около шести месяцев на переориентацию компании и её культуры.

Работоспособность нового проекта не была очевидной. Джейсон вспоминает:

Когда мы решили поставить всё на Дискорд, у нас было около 10 пользователей. Одна группа играла в League of Legends, одна гильдия WoW и больше ничего. Мы показывали наш проект друзьям и они такие: «Уау, круто!», и больше им не пользовались.

Поговорив с пользователями и проанализировав данные, команда осознала свою проблему: Discord, безусловно, был лучше, чем Skype, но всё равно не очень хорош. Звонки сбрасывались, качество постоянно колебалось. Зачем людям отказываться от инструмента, который они ненавидят, ради другого инструмента, который они будут ненавидеть?

Команда Discord трижды полностью перестраивала свою голосовую технологию за первые несколько месяцев существования приложения. Примерно в то же время была запущена функция, которая позволяет пользователям модерировать, запрещать и назначать роли, и доступ другим игрокам на своём сервере. Именно тогда тестеры заметили, что стало лучше. И начали рассказывать о продукте своим друзьям.

Discord объявляет 13 мая 2015 года своим днём ​​запуска, потому что именно в этот день непричастные люди действительно начали пользоваться сервисом. Кто-то написал о Дискорде в сабреддите Final Fantasy XIV на reddit.com со ссылкой на сервер игры, где можно было поговорить о новом дополнении.

Цитрон и второй соучредитель Discord, Стэн Вишневский, немедленно зашли на сервер, подключились к голосовому чату и начали разговаривать со всеми, кто там появлялся. Реддиторы возвращались, писали: «Я только что поговорил с разработчиками, они довольно крутые», и отправляли ещё больше людей в Discord. «В тот день, – вспоминает Цитрон, – мы получили пару сотен регистраций. Это было похоже на снежный ком, катящийся с вершины горы».

Первая команда разработчиков Дискорд

Первоначальная команда Discord, 2015 год

Одним из первых пользователей Дискорда был геймер под ником «Vind». Он и его друзья, играющие в Battlefield 4, отказались от TeamSpeak в пользу нового приложения, поскольку начали строить сообщество, а не просто разговаривать о Battlefield. Вот как те времена описывает сам Vind:

Мы отошли от самой игры в сторону сообщества. Discord позволял настраивать разные каналы для разных разговоров, поддерживать порядок, входить и выходить по своему усмотрению. Но одна особенность сервиса сильно выделялась на общем фоне: можно было просто перейти в пустой голосовой чат, как бы сообщая друзьям: «Эй, я здесь, хотите присоединиться и поговорить?».

Многие пользователи примерно так же описывали то, чем отличается Дискорд от других аналогичных сервисов. Голосовой чат в Discord – это не то же самое, что организация звонка, он не включает в себя набор номера или обмен ссылкой с паролем, или что-то ещё такое же формальное.

На каждом канале есть выделенное пространство для голосового чата, и любой, кто заходит в него, сразу подключается и разговаривает. Лучшая метафора для него – не звонок, а: войти в комнату, плюхнуться на диван и сказать: «Я здесь, как дела?».

Добавьте этот пункт к списку конкурентных преимуществ Discord, которые оказались неожиданно мощными. Оглядываясь назад, конечно, это кажется очевидным. Вишневский описывает его, как ощущение «района или дома, в котором можно перемещаться между комнатами», что радикально отличается от большинства социальных инструментов в интернете.

Здесь не было ни систем геймификации, ни подсчёта подписчиков, ни алгоритмических временных рамок. Вы открываете Discord и видите, что несколько ваших друзей уже находятся в голосовом канале; вы можете просто присоединиться. Цитрон вспоминает:

На вашем компьютере или телефоне создавалось место, которое имитировало ощущение круга друзей, к которому можно присоединиться в любой момент, чтобы пообщаться, позависать, потусить.

Discord – новый уровень общения с людьми

С технической точки зрения всё это не так просто и определённо требует другого подхода к архитектуре системы. Discord потратил много времени на то, чтобы упростить использование голосового канала на телефоне с возможностью легко переключаться, когда вы открываете приложение на компьютере. Но он продолжал работать с задержкой – врагом каждого разработчика средств связи в реальном времени.

Совсем недавно компания добавила в стек видеочат, полагая, что это следующий уровень высокоточного общения, который необходим Discord. Команда хотела создать способ демонстрации экрана во время игры для небольшой группы или частного Twitch-канала, который позволял бы пользователям транслировать игры вместе со своими друзьями.

Сделать это в 4K со скоростью 60 кадров в секунду было достаточно сложно. Разработчики также не были уверены, как это лучше добавить: следует ли сделать отдельный канал для видео, или пользователям будет сложно выбирать между голосом и видео? В конечном итоге они интегрировали его в голосовой канал, превратив в дополнительную фишку, а не в отдельный инструмент.

В Discord не так много того, что пользователи не могли бы найти в другом месте. С одной стороны, это очень похоже на Slack, объединяя общедоступные каналы с дополнительными чатами и множеством способов добавить нужных людей.

С другой стороны это также немного похоже на Reddit, полный постоянно развивающихся разговоров, в которых вы можете либо попытаться быть постоянно в струе, либо просто залететь в середине, когда заходите в систему. Фактически, многие популярные субреддиты теперь имеют выделенные каналы в Дискорде для общения в режиме реального времени.

Сервис использует простые индикаторы состояния, чтобы показать, кто в сети и чем занимается. Соединив всё это в одном месте, Дискорд стал похож на классическую тусовку. Есть такая концепция «третьего места», в которой выделяется часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»), но играет важную роль в развитии гражданского общества. Так вот, Discord максимально приблизился к воспроизведению его в интернете.

Помимо стабильной работы, ключевой особенностью Дискорда является его гибкость. Лестница коммуникации, от текста до голоса и видео, всегда была важна для правильного построения сообщества. Люди вместе могут решать, кто получает доступ к определённым инструментам, и проектировать пространство по своему усмотрению.

Но всё идет ещё глубже: если вы, например, сидите в видеочате, то можете выбрать, чьё конкретно видео смотрите, а не только то, включено ли ваше собственное или нет. Вы также можете участвовать в нескольких чатах одновременно, убирая один в фоновый режим и сосредотачиваясь на другом.

Вишневский поясняет:

Предполагается, что всё должно гармонировать, но не фокусировать вас на чём-то конкретном, как это делают, например, Google Meet или Zoom. Ключевой функцией здесь также является пассивность процесса.

Пользователи обычно описывают это, как: «Дискорд просто приятнее».

В то время как Zoom, Teams и другие сосредоточились на создании функций телеконференцсвязи – переговорных комнат, вопросов и ответов, интеграции с рабочими инструментами, стенограмм и тому подобного – Discord продолжал углубляться в качество и задержку ответа.

Вишневский комментирует этот момент:

Мы очень много вложили в интеграцию с GPU и тому подобное. Проблемы голосовой связи были решены давно, но мы хотели сделать так, чтобы ею могли пользоваться одновременно 1000 человек в голосовом канале… и все они могли бы разговаривать с задержкой менее миллисекунды. Это не так важно для людей, участвующих в телеконференции.

Но оказалось, что такие функции нужны не только геймерам.

Сообщество Формулы-1 в Discord

По мере роста Discord, росли и его сообщества. Довольно быстро многие из них начали жить вне игр. Вскоре после того, как «Vind» присоединился к Discord, геймер обнаружил, что руководит довольно большим сообществом, посвящённым гонкам Формулы-1. При этом, по словам самого же модератора, Vind не создавал этот канал. Кто-то другой его завёл, а потом бросил.

«Винд» присоединился к нему в самом начале, в 2016 году, когда на сервере было всего 50 человек. Он проверил, кому принадлежит сервер и обнаружил, что это малоактивный пользователь Discord.

В конце концов, Винд нашёл создателя на Reddit и попросил у него права администратора, чтобы добавить новые функции. «А потом он просто передал мне сообщество», – объясняет Винд. Тот парень был сосредоточен на создании группы Формулы-1 на «Kik» (другой мессенджер), которая, как он думал, будет лучшей платформой, чем Дискорд.

Целью Винда было создание большого сообщества, но не вокруг какой-то конкретной игры. Или даже не обязательно вокруг гонок. «Я хотел создать что-то, что больше напоминало бы обычное сообщество, где люди чувствуют себя желанными гостями и разделяют интересы Формулы-1».

На упомянутом выше сервере сейчас более 6000 участников. История интернета гласит, что группы такого размера почти неизбежно превращаются в беспорядочный хаос, из-за чего сложно уследить за модерацией и развитием сообщества.

Винд говорит, что, конечно, были проблемы, но по большей части всё работало нормально. Робот-модератор Discord под названием CarlBot неплохо справляется с автоматическим удалением проблемных сообщений и предупреждениями. А о правилах поведения каждый новый участник группы предупреждается заранее – перед входом.

Общество, в котором мы хотим находиться

Но не у всех дела шли так гладко. Проблемы сообществ Дискорда порой достигали эпических масштабов и тщательно задокументированы. В разное время он был домом для участников 4chan и 8chan. Ку-клукс-клан довольно долго скрывался там под названием «Kool Kids Klub». Не говоря уже про кучу случаев травли, запугивания и прочего неподобающего поведения.

То, что происходит на платформе, не обязательно существенно отличается от того, что происходит, скажем, на Reddit, в ВК или Facebook, но эксперты говорят, что они беспокоятся о Discord, потому что его полуприватный характер и небольшая команда затрудняют работу полиции. Дополнительные проблемы добавляет юный возраст пользователей сервиса.

Сейчас и сам Дискорд признаёт, что заметил проблемы слишком поздно. Сомнительный контент на платформе стал насущной проблемой только после протестов крайне правых в Шарлоттсвилле в 2017 году. Которые были запланированы и открыто обсуждались на Discord задолго до печальных событий.

Несмотря на то, что команда для регулирования контента была создана за месяц до Марша «Объединённых правых», первоначально её сотрудники думали, что основная их цель – просто удалять с платформы незаконный контент, например, порно или расистские оскорбления. На остальное попросту закрывались глаза, рассчитывая, что никакого вреда приватные каналы не нанесут. Типа: просто не присоединяйтесь к таким сообществам и никто за вами не придёт.

Теперь всё иначе. Шон Ли из команды безопасности комментирует:

Дискорд похож на страну со 100 миллионами жителей, живущих в разных штатах и городах. Мы устанавливаем правила, определяющие, что может помочь формировать сообщество в целом, и даём возможность модераторам и администраторам серверов помогать нам обеспечивать их соблюдение и расширять, с учётом потребностей их сообществ.

То есть сервис предоставляет администраторам свободу, но в рамках общих правил системы. Слишком долго всё пускалось на самотёк. Теперь Discord просто пытается чётко и убедительно указывать, что приемлемо, а что – нет, и последовательно обеспечивать соблюдение этих правил.

Компания инвестирует в ботов и другие инструменты для автоматизированных модификаций, но команда Trust and Safety теперь составляет более 15% от всех сотрудников Discord. Несмотря на то, что на платформе по-прежнему много сомнительного контента, прогресс кажется значительным.

Правила Дискорд

Как Дискорд зарабатывает деньги?

Между тем, переходим к самому главному, что нас с вами интересует в рамках блога о заработке в интернете. Как Дискорд зарабатывает деньги? Что ж, тут всё просто: компания привлекла почти 400 миллионов долларов инвестиций, включая 100 миллионов долларов этим летом, что увеличило её оценку до 3.5 миллиардов долларов.

По оценкам Forbes, выручка Discord в этом году составила более 120 миллионов долларов. У компании много различных путей. Но не всегда существует прямой вариант монетизации для огромной коммуникационной платформы с сомнительной репутацией (спросите об этом Twitter или Reddit). Однако компании, рано или поздно, придётся зарабатывать реальные деньги. И Цитрон, и Вишневский категорически заявляют, что не хотят продавать рекламу или пользовательские данные.

Сами же пользователи Дискорда давно научились зарабатывать деньги, используя сервис. Mikeyy, например, в конце концов, перешёл от игры в Overwatch к запуску большого сервера для людей, которые играют в FIFA, и особенно тех, кто любит захватывающий режим Ultimate Team.

Он и его команда модераторов и администраторов управляют VIP-сервером внутри большого сообщества, где за 13.99 долларов в месяц предлагают эксклюзивные советы, руководства и многое другое. Однако работает всё через PayPal и аналогичные сервисы, а сам Discord не видит ни копейки из этих денег.

За последние пару лет Discord стал местом, где многие стримеры, лидеры мнений и другие люди напрямую общаются со своими поклонниками. Сервис имеет официальную интеграцию с Twitch, Patreon и другими аналогичными платформами, но и здесь не зарабатывает.

До сих пор основным источником дохода Discord был «Nitro» – его премиальная услуга за 10 долларов в месяц, которая позволяет пользователям изменять своё имя пользователя, иметь в распоряжении больше смайлов и получать видео и голос в несколько более высоком качестве.

Как Discord зарабатывает деньги на Nitro

Но у Discord всегда были большие планы. Один план казался очевидным: продавать игры геймерам! В 2018 году Discord запустил Discord Store, в котором для покупки был доступен специально подобранный набор игр.

После победы над TeamSpeak и Skype, Дискорд собирался составить конкуренцию Steam. Вот только это не сработало. Пользователи приходили в Discord не для того, чтобы искать игры, а для того, чтобы пообщаться с друзьями. Магазин просуществовал всего несколько месяцев, а Nitro Games – сервис-аналог «Netflix для игр», который очень похож на Xbox Game Pass и PlayStation Now, – протянул не намного больше.

Провал Discord Store стал откровением для компании. И это вызвало ещё один поворот: Discord должен был думать не столько о видеоиграх, сколько о том, чтобы стать местом, где люди могут проводить время со своими друзьями. Настала эпоха Fortnite, Minecraft, Roblox и многих других игр, где быть вместе – оказалось гораздо важнее, чем то, что происходит на экране.

Discord: место, где можно поговорить

Люди использовали Discord для неигровых вещей с первых дней существования сервиса – до 30% серверов были посвящены чему-то другому, – но команда не уделяла им особого внимания. До прошлого года.

Дискорд организовал фокус-группы и исследования пользователей, пытаясь выяснить, как миллионы людей используют его инструменты. В ходе анализа один из вопросов, задаваемых респондентам, звучал так: «Какое самое большое заблуждение по поводу Discord?». Подавляющим ответом оказался: «Дискорд – это для геймеров».

Людям, которые хотели организовать группу для совместного обучения, вязания разных вещей, складывания оригами, шоппинга, было трудно заставить других подключиться к этому странному приложению с логотипом пришельцев и шутками про TeamSpeak.

В начале 2020 года, когда Discord приступил к масштабной работе по редизайну и ребрендингу, призванной помочь ему в более широком развитии, наступил COVID. Внезапно, застряв дома, люди перенесли всю общественную жизнь в интернет.

Количество пользователей Discord увеличилось на 47% с февраля по июль, и все эти новички обнаружили то, что уже знали миллионы геймеров: место, где можно пообщаться со своими друзьями, – это мощная вещь, и что Discord справился с этим лучше, чем кто-либо.

Дискорд начали использовать различные образовательные группы, учителя повели туда своих учеников, обычные люди начали встречаться в Дискорде после работы, учёбы или на выходных, чтобы затусить с друзьями.

В конце июня ребрендинг Discord был завершён. Новым слоганом сервиса стал: «Ваше место для общения», а его домашняя страница теперь практически не содержит игрового жаргона или запутанных инструкций. Хотя отсылки к играм всё же сохраняются, начиная с логотипа игрового контроллера и заканчивая «.gg» в конце каждого URL-адреса сервера.

Discord.com: Ваше место для общения

В официальном анонсе написано следующее:

Оглядываясь назад на последние несколько месяцев, мы поняли, что, поскольку люди проводят всё больше и больше времени в сети, они хотят онлайн-пространства, где смогли бы найти настоящую человечность и принадлежность.

В ближайшие месяцы и годы у Discord есть над чем поработать, в частности, над улучшением инструментов модерации и обеспечением того, чтобы сообщества на его платформе функционировали так, как надеется компания.

Поскольку новые функции на подходе, а технологии не стоят на месте, Дискорду скоро придётся столкнуться с внедрением VR, AR и многих других штук из списка желаемого современных геймеров. Вот и посмотрим, как сервис справится с этими вызовами, продолжая избегать усложнения.

Пять лет спустя стало ясно, что Discord сделал нечто выдающееся. В нём создано пространство, не похожее ни на одно другое в интернете. Это не совсем групповой чат, это не совсем форум, это не совсем конференц-связь. Это все эти вещи сразу и ничего из них.

Оказывается, во всём этом хаосе есть место, которое отражает то, каково быть человеком и взаимодействовать с другими людьми, более тесно, чем где-либо ещё в интернете. Это не то, к чему стремились Цитрон, Вишневский и их команда, но это то, что у них есть сейчас. И сворачивать со своего пути они не собираются.

Источник информации: protocol.com.

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!


СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ: