ROI в линкбилдинге: как оценить ссылку и отдачу от неё
Как оценить обратную ссылку с того или иного сайта? Как измерить результаты линкбилдерской кампании наёмного специалиста? Как посчитать ROI в ссылочном продвижении? Вопросы, которые интересуют многих, начиная с простого блогера и заканчивая руководителем бизнеса.

На мой, сугубо личный, взгляд невозможно измерить рентабельность инвестиций (ROI) при построении ссылочного профиля. Но некоторые специалисты по продвижению в интернете говорят, что измерить можно.
Сложность оценки результатов линкбилдинга
Принято считать, что целью линкбилдинга являются ссылки. Но настоящая цель построения обратных ссылок – это продажи. Ссылки – это всего лишь инструмент для достижения конечной цели.
Вот почему вирусный линкбилдинг является, в большинстве случаев, одной из самых неэффективных тактики построения ссылок. Ведь «вирусность» обычно достигается за счёт какого-то фокуса, забавного, возмутительного или внушающего трепет контента. И зачастую этот контент не имеет непосредственного отношения к тематике сайта или к увеличению продаж.
Примером такого контента является организация «самого крупного в мире» фестиваля или производство «самого уродливого в мире» продукта. Вы наверняка видели в новостях что-то похожее. Вроде «сосну в подарок», «глядь» или «дала соседу».

Проблема здесь заключается в том, что вирусный контент такого плана приносит бизнесу нетематические ссылки с новостных и развлекательных сайтов всех мастей (а иногда и проблемы с законом). Но довольно редко это приводит к существенному росту позиций в поисковых системах, потому что ссылки не по теме.
Ставить себе в качестве конечной цели определённое количество обратных ссылок – не лучшая стратегия измерения успеха. Надёжнее вместо этого смотреть, выросли ли продажи с момента запуска кампании по линкбилдингу. И если выросли, то на сколько.
Короче говоря, если вы собираетесь измерять рентабельность инвестиций в ссылки, очевидно, нужно отталкиваться от продаж. Это именно тот «возврат», который присутствует во фразе «возврат инвестиций».
Поисковые системы – это чёрный ящик
Если человек со 100% уверенностью утверждает, что конкретная ссылка, или двадцать ссылок, или сотня ссылок ответственны за изменение позиций вашего веб-сайта в поиске – перед вами, скорее всего, мошенник.
Между SEO-специалистом и Яндексом или Гуглом всегда есть «занавеска». Сеошник видит только итоговый результат (в SERP), но не видит, что именно вызвало такой результат.
Поэтому мы с вами не можем заявлять, что конкретная ссылка привела к конкретному результату. Если только за определённый промежуток времени вообще ничего не менялось, кроме этой ссылки.
Несмотря на то, что в SEO работник не может предоставить заказчику таких точных цифр, как, например, в PPC, и утверждать, что между этими цифрами и продажами прослеживается чёткая корреляция, кое-что всё же можно сделать.

При прочих равных, если вы в рамках своей деятельности по линкбилдингу проставили 50 или 100 обратных ссылок, и сайт начал лучше ранжироваться в поиске, скорее всего, именно ссылки за это ответственны.
Тут нужно понимать, что, когда сайт только начинает ранжироваться в поисковых системах, ROI ссылок будет низким. Потому продажи пока ещё не покрывают затраты на линкбилдинг.
Но после определённого момента это уравнение меняется. Со временем чаша весов всё больше и больше склоняется на сторону линкбилдера. По мере того, как продажи растут, рентабельность инвестиций улучшается.
Ссылки и отдачу от них можно оценить
Хотя нельзя напрямую указать, какая ссылка привела к какому росту позиций, общее предположение допустимо. Вы приобрели ссылки, продажи впоследствии выросли, между этими фактами существует сильная взаимосвязь.
Рентабельность инвестиций в ссылки можно измерить, если смотреть не только на поисковую выдачу. Кампания по наращиванию ссылочной массы для сайта запускается, как правило, по трём основным причинам:
- Для укрепления текущей SEO-стратегии.
- Для привлечения медийных ссылок.
- Для повышения авторитета.
Если вы обращаете внимание только на позиции в Google и строите гипотезы по поводу того, как ссылки толкают ваш сайт в топ, за рамками остаётся истинная ценность этих бэков. Позиции определяются тем, что делаете вы, и что делают ваши конкуренты.
Используйте аналитику для отслеживания таких вещей, как показатель отказов, новые посетители, время на сайте и так далее. Эти метрики помогают понять, какой именно трафик привлекают ваши ссылки.
Вы также можете анализировать данные о типах пользователей, заходящих на ваш сайт, с помощью расширенных параметров сегментации, таких как демография и дата первого визита.
Если вы получите ясное представление о том, какие ссылки приносят определённые типы посетителей и трафика в целом, у вас будет большое преимущество в продвижении тематически ориентированного контента в будущем.

Отслеживание реферреров и использование этих данных в ваших интересах имеет огромное значение для повышения рентабельности инвестиций в ссылочные кампании.
Выводы
В любом случае важно следить за тем, сколько денег вы тратите на ссылки. Здесь нужно учитывать, к примеру, не только сам аутрич, но и стоимость контента, и прочие сопутствующие расходы.
Затем нужно регулярно отслеживать продажи и ежемесячно сопоставлять свой доход с расходами на линкбилдинг. Не забывая при этом максимально разграничивать все свои маркетинговые каналы (контекстная реклама, SMM, email-рассылки) и отдельно мерить их эффективность.
Чтобы максимально объективно оценить ссылку и отдачу от неё, порой придётся подождать месяц, квартал или даже год. В зависимости от её типа и прочих условий. Тем не менее, даже в линкбилдинге можно вычислить ROI.
А вы рассчитываете рентабельность инвестиций в ссылки? Пользуетесь какими-нибудь сложными формулами, чтобы оценить ту или иную ссылку? Может просто наваливаете по принципу: чем больше, тем лучше?
СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ:
- Короткий контент приносит больше обратных ссылок [исследование]
- Карусель Инстаграм: лучший способ заинтересовать пользователей [исследование]
- SEO заголовок страницы title и бренд: включать или нет
- Простая SEO технология от Стива Тота для ранжирования по большему количеству ключевых слов [пример]
- Как за год создать региональную новостную рассылку на 40000 подписчиков
- Как человек просматривает сайт [исследование]
- Проблемы обновления WordPress 5.5 и их решение
- Core Web Vitals: менее 15% сайтов соответствуют требованиям Google [исследование]
- Как iOS 14 изменит будущее мобильной рекламы
- Sitemap XML: как увеличить трафик креативным подходом к карте сайта