Убьёт ли искусственный интеллект SEO: я спросил у ChatGPT
Хайп вокруг ChatGPT не утихает. Индустрия ИИ находится на подъёме. Но это вовсе не значит, что SEO-специалисты останутся без работы. По крайней мере, так говорят…

Рекомендация месяца: Capitalist – удобная система интернет-расчётов, позволяющая осуществлять выплаты и приём денежных средств без открытия счетов в платёжных системах. Наличие единого счёта даёт возможность производить переводы на электронные кошельки, банковские счета и пластиковые карты.
Такое происходит каждые несколько лет, начиная с тех времён, когда только появились поисковые системы и SEO.
Когда-то это были первые социальные сети. Потом пришёл голосовой поиск и умные помощники. В какой-то момент настала очередь TikTok. Затем эстафету перехватила метавселенная. Теперь это ChatGPT и искусственный интеллект.
Речь, конечно же, про «убийц SEO».
Время от времени появляется новая технология, и неизбежно происходят три вещи:
- Тысячи SEO-специалистов по всему миру публикуют посты и тематические исследования, объявляя себя экспертами в новой технологии.
- Каждая публикация сдувает пыль с могильной плиты «SEO is dead». Причём, суть не меняется, год за годом. Меняются лишь даты и названия технологий.
- SEO продолжает работать, генерируя трафик и конверсии, оставаясь для многих ниш приоритетным маркетинговым каналом.
И это продолжается уже много лет.
Казалось бы, у органического поиска больше жизней, чем у кота из небезызвестного мультфильма, но простая истина такова: органический поиск бессмертен.
Как именно мы ищем? Какие устройства мы используем? Является ли ответом на запрос ссылка на сайт? Всё это будет вечно оставаться предметом споров.
Но до тех пор, пока у пользователей есть задачи, которые нужно решить, они будут обращаться за помощью, а интернет-маркетологи будут влиять на этот процесс.
Заменит ли искусственный интеллект поиск?
Сейчас много шумихи по поводу того, что искусственный интеллект заменит и поисковые системы, и специалистов по поиску – пока не видно, чтобы это происходило. Лично я рассматриваю тот же ChatGPT, как ещё один инструмент в своём арсенале.
Это как нож: вы можете с его помощью намазать на хлеб масло или порезаться. Всё зависит от того, как вы его используете.
Заменит ли ИИ поисковые системы? Давайте спросим об этом у ИИ!

Достаточно логичный ответ.
Многие SEO-специалисты (включая меня) уже много лет говорят о том, что времена явного обмана поисковых алгоритмов давно прошли.
SEO уже давно постепенно превращается в цифровой маркетинг. Сейчас невозможно заниматься SEO без учёта намерений пользователей, портретов аудитории, пользовательских сценариев, исследований конкурентов, состояния рынка и т. д.
Хорошо, но разве ИИ не сделает это за нас? Неужели ИИ отнимет у меня работу? Очередная безумная идея: давайте спросим у ChatGPT!

ИИ не оставит тебя без работы: это может сделать другой SEO-специалист, вооружившись ИИ
Прямо сейчас я вижу, как многие SEO-специалисты пишут статьи, в которых просят ИИ сделать то, на что он просто не способен – и это происходит от непонимания того, как на самом деле работают большие языковые модели.
Инструменты ИИ, такие как ChatGPT, не извлекают информацию из базы данных фактов. У них нет индекса или графа знаний.
Они не «хранят» информацию так, как это делает поисковая система. Они просто предсказывают, какие слова или предложения будут следующими, основываясь на материале, которому их обучили. Однако они не хранят этот обучающий материал.
ИИ используют векторы слов, чтобы определить, какие слова с наибольшей вероятностью будут следующими. Вот почему они могут быть такими хорошими и одновременно галлюцинировать.
ИИ не может физически краулить Интернет. Он не понимает текущих событий и не может ссылаться на источники, потому что не знает и не хранит эту информацию. Конечно, вы можете попросить его сослаться на источники, но на самом деле он просто выдумает информацию.
Для действительно популярных тем, которые часто обсуждались, он может подойти довольно близко к сути – потому что вероятность того, что эти слова окажутся рядом, очень высока, – но чем конкретнее вы будете подходить, тем больше у него будет галлюцинаций.
Учитывая огромное количество времени и ресурсов, необходимых для обучения модели, пройдёт немало времени, прежде чем ИИ сможет отвечать на любые запросы о текущих событиях.
Но как насчёт Bing, You.com и Bard от Google?
Они могут ссылаться на источники, но это зависит от того, как это реализовано. Упрощённо говоря, Bing – это не чистый чатбот.
Bing выполняет поиск по вашему запросу или ключевому слову. Затем он вводит все веб-страницы, которые обычно выдаёт при таком поиске, и просит ИИ обобщить эти веб-страницы.
Мы с вами не можем сделать это с помощью общедоступных инструментов искусственного интеллекта, без превышения лимитов на токены, но поисковые системы могут!
И вот тут-то ИИ убьёт SEO? Ведь он просто ответит на все вопросы?
Ещё в 2009 году (когда люди слушали музыку на iPhone 3G и обновляли MySpace на Windows Vista) поисковая система под названием Live была переименована в Bing.
Почему? Потому что «Bing» – это глагол. Это побудило Билла Гейтса заявить:
Будущее поиска – это глаголы.
Люблю делиться этой цитатой с клиентами при каждом удобном случае, потому что будущее уже наступило.
Гейтс говорил не о том, что люди вводят в поисковые системы слова-действия. Он имел в виду, что люди пытаются что-то «сделать», а задача поиска – помочь им в этом.
Люди часто забывают, что поиск – это форма маркетинга «притяжения», когда пользователи говорят нам, чего они хотят, а не маркетинга «давления», как, например, билборды или телевизионная реклама.
Наша с вами задача, как интернет-маркетологов, проста: дать пользователям то, чего они хотят. Но именно здесь и возникает путаница.
Для многих запросов, имеющих простые ответы, ссылка на сайт со всплывающими уведомлениями о cookie, всплывающим окном подписки на рассылку и рекламой – это не то, чего хотел пользователь.
Просто это лучшее, что у нас было когда-то. Поисковые системы никогда не ставили перед собой конечной целью предоставление ссылок на веб-сайты. Их цель – отвечать на вопросы и помогать пользователям решать задачи.
Ещё в самом начале своего существования Google говорил о том, что его цель – стать компьютером из «Звёздного пути», но тогда у него просто не было для этого технологий. Теперь они есть.
Для многих из этих запросов, таких как [сколько лет Тейлор Свифт?] или [сколько мегабайт в гигабайте?], сайты потеряют трафик – но это трафик, на который они, вероятно, никогда не имели права.
Кому вообще принадлежит этот ответ? Это вопросы с простыми ответами. Задача пользователя – просто получить число. Им не нужен веб-сайт.
Умные SEO-специалисты сосредоточатся на тех запросах, где пользователь хочет что-то сделать – например, купить билеты на Тейлор Свифт, получить рецензии на её альбом или концерты, пообщаться с другими фанатами и т. д. Именно здесь ИИ не сможет убить SEO или органический поиск.

Что может и чего не может ChatGPT
ChatGPT может многое. Он хорошо подсказывает, как написать формулу в Excel или MySQL-запрос, но он никогда не научит вас MySQL, не продаст вам курс и не позволит вам поговорить с другими разработчиками о теории баз данных.
В этом вам может помочь поисковая система.
ChatGPT также может помочь ответить на многие «общеизвестные» вопросы, если тема не является спорной и достаточно стара и популярна, чтобы появиться в данных для обучения.
Но даже в этом случае он всё равно не является на 100% точным – как мы видели в бесчисленных мемах, а один известный банк был даже обвинён в том, что его статья, написанная ИИ, не знала, как правильно рассчитать проценты.
ИИ может перечислить самые обсуждаемые бары Нью-Йорка, но он не может порекомендовать лучшее место, где можно выпить Old Fashioned, как это может сделать человек.
Честно говоря, все SEO-профессионалы, говорящие об использовании ИИ для создания контента, начинают надоедать. Отвечать на вопросы – это здорово, но где ChatGPT действительно преуспел, так это в манипуляциях с текстом.
В SEO-агентствах уже вовсю используют ChatGPT, в качестве SEO-инструмента для обобщения контента, категоризации и группировки ключевых слов, написания сложных регулярных выражений для редиректов и даже генерации XML или JSON-LD-кода на основе заданных данных.
ИИ опираются на массу данных из различных источников и требуют множества ручных проверок.
Однако я не рекомендую вам использовать его для создания контента напрямую. Лучше использовать его для обобщения и изучения других материалов, а затем применения их для получения информации. Это не столько замена SEO, сколько экономия времени.

SEO будет жить ещё очень долго
Что будет, если ваш бизнес построен на отображении фактов, которые вам на самом деле не принадлежат? Если это так, то вам, вероятно, стоит беспокоиться – и не только по поводу ИИ.
С задачами по созданию шаблонных рекламных креативов ИИ может справиться. Недавние тесты, которые специалисты проводили на различных сайтах, показали здесь определённый успех.
Но ИИ никогда не сможет придумать что-то новое, создать новые идеи, оставаться на вершине последних тенденций или обеспечить опыт, знания, авторитет или доверие, как это может сделать живой автор.
Запомните самое главное: «ИИ» – это не размышления, не цитирование и даже не извлечение данных из базы. Это просто анализ вероятности употребления следующего слова в тексте.
В отличие от сотен SEO-профессионалов, недавно обновивших свои профили в Twitter и LinkedIn, я, возможно, не являюсь экспертом по ИИ, но у меня есть уже достаточно соответствующей информации. Я также знаю, что нужно для того, чтобы понять потребности пользователей.
Людям нужны свежие идеи и инсайты, которые могут предоставить им только другие люди (а если мы добавим ещё одну букву к E-E-A-T, добром это всё не кончится).
Если ваш бизнес или контент приносит пользу с помощью откровений, кураторства, анализа трендов, рекомендаций, решения проблем или выполнения действий, то SEO и поисковые системы никуда не денутся.
Время от времени они могут менять форму, но это означает лишь гарантию занятости для меня – и меня это устраивает.
А вас?
СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ:
- Одностраничные сайты: плюсы и минусы SPA с точки зрения SEO
- Как выбрать SEO-агентство для продвижения бизнес-сайта компании
- Обратный поиск видео в интернете: как и для чего его можно использовать
- 5 альтернатив Wayback Machine, о которых стоит знать SEO-специалисту
- Как запретить ChatGPT использовать контент вашего сайта
- 12 причин высокого показателя отказов на вашем сайте (и как это исправить)
- Как начать работать в SEO: путь специалиста-фрилансера
- Google E-E-A-T: как демонстрировать практический опыт для SEO
- Google CALM: проблемы технологий больших языковых моделей
- Собаки и кошки положительно влияют на продажи (исследование)