Как прогнозировать трафик и доход от SEO
Прогнозирование трафика и дохода, который он принесёт – чуть ли не самая сложная часть в поисковом продвижении сайтов. А вот Кевин Индиг говорит, что для этого нужно выполнить всего два шага.
Однако не стоит себя обманывать. Реализовать всё то, что запихнул в эти два шага вице-президент по SEO и контенту из «G2» – задача не из лёгких. Не зря ведь исходный пост растянулся на более чем 3,000 слов.
Попробую передать самую суть.
2 этапа прогнозирования трафика и дохода от SEO:
- Плановый трафик.
- Корреляция трафика и доходов.
Как спрогнозировать трафик
Этот этап можно сузить до 5 областей:
- Весь сайт. Это сделать довольно сложно по ряду причин. Существует множество факторов, влияющих на сайт целиком в плане SEO. Например, скорость загрузки.
- Определённый тип страниц. Предположим, вы знаете, что реализация конкретной рекомендации улучшит позиции и трафик на определённых типах страниц сайта. В таком случае можно посмотреть существующий на этих страницах трафик и оценить потенциальный прирост. Классические примеры: дополнительная внутренняя перелинковка, использование контента или оптимизация метатегов.
- Синтаксис ключевых слов. Поисковые запросы следуют определённому синтаксису, например, «лучший X из Y», особенно если у вас много страниц с одним и тем же шаблоном. В этом случае вы можете спроецировать трафик по ключевым словам с тем же синтаксисом на основе трафика, который вы уже получаете от них, или с помощью кривой кликов (об этом чуть позже). Прогнозирование по ключевым словам даже проще, чем по страницам, потому что вам не нужно понимать, по какой странице (типу) можно будет получить позиции.
- Трафик на 1 странице. Всё, что вам нужно сделать, это посмотреть на трафик, который целевая страница получает от обычного поиска и внутренних реферальных переходов, а затем связать его со своими рекомендациями по SEO.
- Трафик по ключевому слову. Спрогнозировать увеличение трафика с помощью ключевого слова – это самый простой способ, но большинство компаний не сосредотачиваются на отдельных ключевых словах. Создаёте кривую кликов, умножаете прогнозируемый трафик на CTR для конкретной позиции, оцениваете дополнительные позиции, которых можно достичь с помощью конкретных рекомендаций.
Пошаговый процесс прогнозирования
1. Определение ключевых слов
Про поиск релевантных ключевых слов у меня в блоге было уже несколько постов. Начиная с анализа конкурентов и заканчивая собственными ключами, по которым ваш сайт болтается за топ-10. Можете банально воспользоваться сравнением с конкурентами в Similarweb:
2. Расчёт трафика
А точнее: общий объём трафика, который вы можете получить для своего набора стратегических ключевых слов. Основная идея состоит в том, чтобы посмотреть на сумму кликов, которые вы в состоянии добыть по вашему набору ключевых слов (она не совпадает с объёмом поиска).
Тут опять можно использовать Similarweb. Загружаете список своих ключей (например, импортировав их из Яндекс Вебмастера или GSC) в анализатор конкуренции и получаете необходимые цифры:
В качестве альтернативы можете воспользоваться любым другим SEO-инструментом, на свой вкус. Например, Sistrix или Ahrefs:
Затем вычитаете из потенциального трафика тот, который уже получаете. Или просто сравниваете свои позиции с топ-1.
3. Рекомендации
Проводите SEO-аудит сайта и составляете список того, что можно улучшить. Прямо вот берёте по порядку каждый ключ (или группу ключей) и сравниваете свою страницу, ранжирующуюся по нему, с топом.
4. Оценка влияния рекомендаций
Многие SEO-специалисты уклоняются от прогнозов, потому что не могут гарантировать результат, но переходный момент заключается здесь в том, чтобы признать, что ваши прогнозы будут несовершенными.
Если вы работаете с клиентами и вынуждены объяснять людям, далёким от продвижения сайтов, что всё это значит, лучше формулировать прогноз следующим образом:
Мы ожидаем, что для определённого набора ключевых слов позиции вырастут на X и, как следствие, трафик увеличится на Y.
При построении кривой не забудьте отделить брендовый трафик от не-брендового. Брендовые ключи исказят итоговый график из-за чрезмерно высокого CTR.
Влияние SEO-рекомендаций зависит от:
- вертикали;
- конкуренции;
- ссылочного профиля.
Оптимальнее дать три сценария развития событий: консервативный (минимальный результат), реалистичный (где вы реально планируете оказаться) и оптимистичный (чтобы было к чему стремиться).
Другой способ спрогнозировать трафик – оценка на практике. Допустим, вы предлагаете добавить контент на страницы категорий. Вместо того чтобы добавлять его сразу на все страницы категорий, сначала разверните тест на нескольких и оцените результаты.
Обязательно объясните своё обоснование каждого прогноза в письменной форме и поделитесь им внутри компании. Это позволит другим заинтересованным сторонам добавлять комментарии, вопросы или критиковать подход, чтобы со временем улучшить ваши прогнозы и повысить заинтересованность.
5. Запуск оптимизации
Когда вы запускаете оптимизацию, очень важно внимательно следить за её воздействием и сообщать о нём всем заинтересованным сторонам, чтобы заручиться поддержкой на будущее. Вы также лучше поймёте точность своих прогнозов и уточните применяемые модели.
Перед запуском измерьте базовый трафик, от которого будете отталкиваться. Оптимальнее всего взять весь предыдущий год по месяцам. И не забудьте про сезонность!
Привязка прогнозов трафика к доходам
В зависимости от того, какой у вас бизнес, существуют разные формулы для расчёта прогнозируемого дохода. Самое главное здесь – помнить, что: «CPC контекстной рекламы – это не то же самое, что и ROI органики».
Google Реклама ранжирует результаты после самой высокой ставки. Органический поиск ранжирует результаты по релевантности и авторитету. Контекст приносит пользу, пока вы платите; органика может давать постоянную отдачу без предельных затрат. Реклама может появляться в разных местах поисковой выдачи; органика имеет устойчивый вид.
Электронная коммерция (интернет-магазины)
Доход от SEO = трафик * средний коэффициент конверсии страницы продукта * средняя маржа продукта
Преимущество e-commerce заключается в том, что клиенты приобретают товары прямо на сайте, так что для прогнозирования дохода достаточно правильно установить Google Analytics и настроить цели.
Маркетплейс (UBER, Facebook, Airbnb)
Доход от SEO = трафик * коэффициент конверсии * пожизненная ценность клиента (LTV)
То есть это не классические маркетплейсы, а стартапы, которые связывают оффер со спросом на услуги и другие виды ценности.
B2C-подписка или SaaS (NY Times, Spotify, Shopify)
Доход от SEO = трафик * коэффициент конверсии * средний LTV
Тут используется именно средняя ценность клиента, поскольку переход с freemium на платные аккаунты или переход на разные уровни подписки значительно усложняет задачу прогнозирования.
Корпоративные продажи
Доход от SEO = трафик * коэффициент перехода от посетителя до MQL * коэффициент перехода от MQL до продажи * средний размер сделки
Для B2B-сектора формула сложнее, потому что здесь маркетинг поставляет клиентов продажникам (MQL), которые закрывают сделки.
Обратите внимание, что ни одно из этих уравнений не является истиной в последней инстанции. Это просто отправные точки, которые помогут вам в развитии, по мере того, как ваши знания о доходах от SEO со временем будут эволюционировать.
Заключение
SEO – это не точная наука, но это не может помешать нам с вами создавать базовые модели и расширять их по ходу работы. Столкнувшись с неопределённостью, лучше всего с чего-то начать, быстро учиться и двигаться вперед.
Я призываю вас усложнять модели расчётов, приведённые выше, для более точного прогнозирования:
- разделяйте прогнозы по разным уровням подписки в SaaS;
- сравнивайте разные модели атрибуции;
- используйте настройку коэффициента конверсии по типам страниц;
- оценивайте выручку бизнеса на годы вперёд.
Есть множество способов сделать прогнозы более сложными. Самое главное – начать этим заниматься.
Успехов!
СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ:
- Почему дезинформация быстро распространяется в социальных сетях
- Как сосредоточиться на важных вещах в SEO
- Как повысить CTR страниц сайта в поиске Google или Яндекс
- Powered by – эффективный маркетинговый инструмент, о котором мало кто рассказывает
- Влияние рекламы в Facebook на органический поиск бренда
- Инстаграм сторис: как добиться лучших результатов от формата [исследование]
- YouTube Shorts: стоит ли новая платформа коротких видео вашего времени
- Как заработать свою первую тысячу рублей в интернете [опрос вебмастеров]
- Говорите людям то, что они хотят услышать: 20 правил Моргана Хаусела
- Адаптация контента: как превратить 1 пост в 50 [пошаговое руководство]